Когда произведения Гиб­сона и Стерлинга вспых­нули на литературном...

Когда произведения Гиб­сона и Стерлинга вспых­нули на литературном не­босклоне зарницей ново­го направления фантасти­ки, идеи киберпанка поч­ти сразу были подхвачены художниками и кинема­тографистами. Ридли Скотт с его незабывае­мым «Бегущим по лез­вию» американские и французские комиксис­ты, а также целая когорта японских аниматоров (вдохновленных как ро­манами писателей-ки­берпанков, так и киноопу­сом О Рике Декарде) фак­тически определили изо­бразительную эстетику и атрибутику киберпанка, визуализовав новый жанр. Уже в первой половине восьмидесятых японские высокотех­нологичные производства были напичканы роботами, офисы кишели компьютерами, а электрон­ная начинка иных игровых автоматов заставляла восхищенно вздыхать за­рубежных специалистов. Неудиви­тельно, что киберпанк нашел в Стра­не восходящего солнца массу после­дователей. Именно в Японии, идущей путем невиданного технического прогресса, на родине колоссальных транснациональных корпораций чита­тель книг Дика или Аокера ощущал себя без пяти минут участником опи­сываемых автором реалий; выйдя на улицу он мог воочию лицезреть мно­гое из того, о чем говорилось на стра­ницах книг киберпанков. Уже тогда некоторые технологии, о которых жи­тели стран Запада имели достаточно смутное представление, в Японии пе­решли в ранг обыденных вещей, Уви­дев в киберпанке прогноз развития окружающего их техногенного обще­ства, японские художники и анимато­ры приняли активное участие в конструировании моделей реальнос­ти, привнеся в эти модели огромную толику достоверности; многие из тео­ретических выкладок писателей-ки­берпанков местные обыватели могли испытать на практике в повседнев­ной жизни. Японский киберпанк об­рос сеткой точных координат, словами характерных деталей, мириадами мельчайших подробностей; он вопло­тился не в книгах, но в десятках то­мов популярной манги и множестве рисованных фильмов; он мутировал, расслоился, дифференцировался. Типичные представители? Перечисле­ние стоит начать с манга художника Масамунэ Сиро (Masamune Shirow), автора нескольких киберпанковских произведений, в числе которых гра­фические новеллы Kokaku Kidoutai, Black Magic М-66, Appleseed и Dominion Tank Police. Все они так или иначе исследуют постепенное исчез­новение границ между человеком и порожденными им технологическими.

Когда произведения Гиб­сона и Стерлинга вспых­нули на литературном...

Сня­тый на основе Kokaku Kidoutai полно­метражный аниме-фильм Ghost in the Shell (1995) возродил интерес к жан­ру не только в Японии, но и за ее пре­делами. Режиссер картины Мамору Осии (Mamoru Oshii), до этого обра­щавшийся к теме жизни в среде высо­ких технологий в двух сериях фильма Patlabor, сумел придать детективной истории Сиро глубокую философич­ность, преломив в призме информа­ционных сетей вопросы политическо­го, экзистенциального и теологичес­кого порядка. Отчасти поэтому, от­части из-за созерцательной манеры, в которой снят Ghost in the Shell, неко­торые поклонники разухабистой ори­гинальной манги посчитали картину излишне высокопарной, выспренной и скучноватой, однако на мнение кри­тиков и знатоков жанра это не повлияло; профессионалы безоговорочно признают фильм Осии одним из луч­ших кибепанковских опусов, когда ­либо красовавшихся на экране. Дру­гие работы Сиро также экранизиро­вались различными режиссерами, но их ждал гораздо меньший успех. Хотя шести томную мангу и снятый на ее основе аниме-фильм «Акира». (Akira, 1988) художника и режиссера Кацухиро Отомо нельзя безоговороч­но причислить к киберпанку (в описы­ваемом мире нет ни глобальной ин­формационной сети, ни киборгов как таковых), тамошнее недалекое буду­щее не менее мрачно, чем вселенная в том же «Нейроманте». Правительство и военные проводят зловещие экспе­рименты с участием псиоников, улицы захлестнуты демонстрациями протес­та, школы закрыты, банды мотоцик­листов выясняют отношения на хайве­ях, В трущобах гигантских мегаполи­сов царит хаос, беззаконие и поли­цейский произвол. Драматизм карти­ны достигает титанического накала ­чтобы затем выплеснуться на читате­ля/зрителя сценами апокалипсиса.

Сам Отомо еще в 1987 году принял участие в создании анимационных ан­тологий «Карнавал роботов» (Robot Carnival) и «Нео Токио» (Neo Tokyo); нарряду с ним в производстве были заняты хорошо известные любому цени­телю аниме персоналии; Рин Таро, Йо­сиаки Кавадзири, Ацуко Фукусима, Хироюки Китадзумэ, Хидэтоси Ома­ри, Кодзи Моримото, Ясуоми Умэцу, Хироюки Китакубо, Такаси Накамура – все они впоследствии не раз демон­стрировали в своих работах элементы киберпанка. Эстетика и проблематика западного киберпанка инспирировали создате­лей приключенческих аниме-сериа­лов Bubble Gum Crisis (1987), BubbIe Gum Crash (1991), Police (1991) и их поздних римейков; любой зритель легко проведет параллели между гибсоновской Молли и Прис и BGC, репликантами и бумерами, корпора­циями Nexus и GENOM. Полномет­ражник Gundress (1999) и три эпизо­да Суbег City Oedo 808 (1990) также рассказывают о тяжелых буднях под­ разделений охраны порядка в неда­леком будущем; определенное влия­ние картины Скотта чувствуется и в фильме Armitage III Polymatrix (1997), где мы видим охоту на серию кибор­гов, идущую на просторах колонизи­руемого Марса (снятое в 2001 году продолжение, Armitage Dual-Matrix, уступает оригиналу как сюжетно, так и изобразительно). В 13-серий­ном цикле Serial Ехрегimепts lain (1999), напротив, нет зрелищных пе­рестрелок и погонь по запитым стру­ями дождя улицам мегаполисов – вни­мание авторов сконцентрировано на эволюции разума в сети, отношениях ребенка с киберпространством, фе­номене «бога из машины», целом комллексе сопутствующих этико-фи­лософских проблем. Растущая попу­лярность онлайновых развлечений подвигла авторов из Bandai на созда­ние целого мультимедийного комп­лекса под названием. hack, куда вошли два аниме-сериала, несколько ОVА-фильмов и четыре ролевых игрыдля RayStation 2 – все эти произведе­ния создают комплексную картину мира, в котором знаменитая сетевая игра обрела самостоятельность, а многочисленные геймеры оказались заточенными в виртуальной реаль­ности. К киберпанку можно отнести историю революционного противостояния людей и роботов ­«Метрополис» (Metropolis, 2001),

Понравилась статья? Получай обновления и будь всегда в курсе событий!
Подпишись на RSS или
blog comments powered by Disqus