Когда произведения Гибсона и Стерлинга вспыхнули на литературном небосклоне зарницей нового направления фантастики, идеи киберпанка почти сразу были подхвачены художниками и кинематографистами. Ридли Скотт с его незабываемым «Бегущим по лезвию» американские и французские комиксисты, а также целая когорта японских аниматоров (вдохновленных как романами писателей-киберпанков, так и киноопусом О Рике Декарде) фактически определили изобразительную эстетику и атрибутику киберпанка, визуализовав новый жанр. Уже в первой половине восьмидесятых японские высокотехнологичные производства были напичканы роботами, офисы кишели компьютерами, а электронная начинка иных игровых автоматов заставляла восхищенно вздыхать зарубежных специалистов. Неудивительно, что киберпанк нашел в Стране восходящего солнца массу последователей. Именно в Японии, идущей путем невиданного технического прогресса, на родине колоссальных транснациональных корпораций читатель книг Дика или Аокера ощущал себя без пяти минут участником описываемых автором реалий; выйдя на улицу он мог воочию лицезреть многое из того, о чем говорилось на страницах книг киберпанков. Уже тогда некоторые технологии, о которых жители стран Запада имели достаточно смутное представление, в Японии перешли в ранг обыденных вещей, Увидев в киберпанке прогноз развития окружающего их техногенного общества, японские художники и аниматоры приняли активное участие в конструировании моделей реальности, привнеся в эти модели огромную толику достоверности; многие из теоретических выкладок писателей-киберпанков местные обыватели могли испытать на практике в повседневной жизни. Японский киберпанк оброс сеткой точных координат, словами характерных деталей, мириадами мельчайших подробностей; он воплотился не в книгах, но в десятках томов популярной манги и множестве рисованных фильмов; он мутировал, расслоился, дифференцировался. Типичные представители? Перечисление стоит начать с манга художника Масамунэ Сиро (Masamune Shirow), автора нескольких киберпанковских произведений, в числе которых графические новеллы Kokaku Kidoutai, Black Magic М-66, Appleseed и Dominion Tank Police. Все они так или иначе исследуют постепенное исчезновение границ между человеком и порожденными им технологическими.
Снятый на основе Kokaku Kidoutai полнометражный аниме-фильм Ghost in the Shell (1995) возродил интерес к жанру не только в Японии, но и за ее пределами. Режиссер картины Мамору Осии (Mamoru Oshii), до этого обращавшийся к теме жизни в среде высоких технологий в двух сериях фильма Patlabor, сумел придать детективной истории Сиро глубокую философичность, преломив в призме информационных сетей вопросы политического, экзистенциального и теологического порядка. Отчасти поэтому, отчасти из-за созерцательной манеры, в которой снят Ghost in the Shell, некоторые поклонники разухабистой оригинальной манги посчитали картину излишне высокопарной, выспренной и скучноватой, однако на мнение критиков и знатоков жанра это не повлияло; профессионалы безоговорочно признают фильм Осии одним из лучших кибепанковских опусов, когда либо красовавшихся на экране. Другие работы Сиро также экранизировались различными режиссерами, но их ждал гораздо меньший успех. Хотя шести томную мангу и снятый на ее основе аниме-фильм «Акира». (Akira, 1988) художника и режиссера Кацухиро Отомо нельзя безоговорочно причислить к киберпанку (в описываемом мире нет ни глобальной информационной сети, ни киборгов как таковых), тамошнее недалекое будущее не менее мрачно, чем вселенная в том же «Нейроманте». Правительство и военные проводят зловещие эксперименты с участием псиоников, улицы захлестнуты демонстрациями протеста, школы закрыты, банды мотоциклистов выясняют отношения на хайвеях, В трущобах гигантских мегаполисов царит хаос, беззаконие и полицейский произвол. Драматизм картины достигает титанического накала чтобы затем выплеснуться на читателя/зрителя сценами апокалипсиса.
Сам Отомо еще в 1987 году принял участие в создании анимационных антологий «Карнавал роботов» (Robot Carnival) и «Нео Токио» (Neo Tokyo); нарряду с ним в производстве были заняты хорошо известные любому ценителю аниме персоналии; Рин Таро, Йосиаки Кавадзири, Ацуко Фукусима, Хироюки Китадзумэ, Хидэтоси Омари, Кодзи Моримото, Ясуоми Умэцу, Хироюки Китакубо, Такаси Накамура – все они впоследствии не раз демонстрировали в своих работах элементы киберпанка. Эстетика и проблематика западного киберпанка инспирировали создателей приключенческих аниме-сериалов Bubble Gum Crisis (1987), BubbIe Gum Crash (1991), Police (1991) и их поздних римейков; любой зритель легко проведет параллели между гибсоновской Молли и Прис и BGC, репликантами и бумерами, корпорациями Nexus и GENOM. Полнометражник Gundress (1999) и три эпизода Суbег City Oedo 808 (1990) также рассказывают о тяжелых буднях под разделений охраны порядка в недалеком будущем; определенное влияние картины Скотта чувствуется и в фильме Armitage III Polymatrix (1997), где мы видим охоту на серию киборгов, идущую на просторах колонизируемого Марса (снятое в 2001 году продолжение, Armitage Dual-Matrix, уступает оригиналу как сюжетно, так и изобразительно). В 13-серийном цикле Serial Ехрегimепts lain (1999), напротив, нет зрелищных перестрелок и погонь по запитым струями дождя улицам мегаполисов – внимание авторов сконцентрировано на эволюции разума в сети, отношениях ребенка с киберпространством, феномене «бога из машины», целом комллексе сопутствующих этико-философских проблем. Растущая популярность онлайновых развлечений подвигла авторов из Bandai на создание целого мультимедийного комплекса под названием. hack, куда вошли два аниме-сериала, несколько ОVА-фильмов и четыре ролевых игрыдля RayStation 2 – все эти произведения создают комплексную картину мира, в котором знаменитая сетевая игра обрела самостоятельность, а многочисленные геймеры оказались заточенными в виртуальной реальности. К киберпанку можно отнести историю революционного противостояния людей и роботов «Метрополис» (Metropolis, 2001),