Сложно представить современную жизнь без сети Интернет – миллионы сайтов предоставляют пользователям самую различную информацию и сервисы. Уже не осталось отраслей человеческой деятельности, не нашедших отражения в сети, поэтому решение о создание сайта не удивительно. На разных уровнях в сети представлены практически все – от частных лиц до международных корпораций. В связи с этим важно помнить о высокой конкуренции в сфере информации. Создание хорошего сайта – сложная задача, требующая серьезной подготовки и работы.
Итак, вы решили создать сайт. С чего начать? 1. Назначение сайта. В первую очередь при создании сайта стоит подумать об его назначении, о концепции в целом. Что привлечет потенциальных посетителей? Что удержит, заставит посещать ваш ресурс постоянно? Скорее всего, подобные ресурсы уже существуют, чем ваш сайт будет от них отличаться? На первый взгляд эти вопросы кажутся простыми, но ответы на них не так очевидны; разработка концепции сайта – нетривиальная задача, определяющая все дальнейшее развитие проекта. Ресурсы могут значительно различаться между собой по назначению: это может быть информационный сайт, сайт-визитка, корпоративный портал или интернет-магазин. На этапе разработки концепции необходимо определить, какие функции будет выполнять сайт, какая информация будет на нем представлена. Должен ли он выполнять рекламные функции, увеличивая число ваших клиентов или набирать собственную популярность? Для наглядности можно оформить все функции сайта в виде списка – это поможет оценить его сильные и слабые стороны, оценить преимущества перед конкурентами. Также он пригодится при составлении технического задания для разработчика. 2. Доменное имя. Определившись с концепцией, стоит определиться и с именем домена – т. е. с тем адресом, который вбивает пользователь в своем браузере. Домен должен отражать его суть и, по возможности, быть понятным без дополнительных пояснений. Крупные организации часто регистрируют сразу несколько доменов, связанных общей концепцией. Они могут содержать различные варианты написания имени компании или ее сферы деятельности, а также находиться в разных зонах (*.ru, *.com, *.org и других) для охвата большей аудитории. Найти подходящие варианты не занятыми с каждым днем становится все сложнее в связи со стремительными темпами регистрации доменов. Эта проблема становится еще острее в связи с грядущим открытием русскоязычной зоны *.рф для свободной регистрации – в первое время ажиотаж будет очень выским. Привлекательные домены часто регистрируются с целью дальнейшей перепродажи. Стоит задуматься, не будет ли у вас дополнительных сайтов в связи с его развитием и, по возможности, занять их заранее. К тому же, наличие нескольких доменных имен может помочь в дальнейшей раскрутке ресурса. 3. Функционал и макет. Следующим шагом можно определиться с тем, как сайт будет выглядеть внешне и какие функции он будет выполнять. Подумать о расположении информационных блоков, содержании меню, навигации и структурой сайта в целом. Определиться с функционалом – будут ли сайт содержать такие популярные сейчас опции как встроенные геоинформацинные системы, средства оперативной обратной связи, интерактивные сервисы и многое другое, список может быть очень длинным – словом, все то, что было бы полезным пользователям и облегчило их работу. Это не всегда очевидно, но то, что кажется вам удобным и понятным изнутри может совсем таковым не являться. Вы думаете о сайте постоянно и хорошо представляете его структуру, в то время как пользователь увидит лишь одну из десятка вкладок, которая должна сразу привлечь его внимание. Страница должна быть информативной, но не перегруженной лишними деталями, привлекательной, но не кричаще яркой – найти оптимальный баланс не так просто. Поэтому эту стадию проекта было бы полезно обсудить уже совместно с разработчиком. Он поможет вам правильно распределить приоритеты, подскажет, какие разделы лучше вынести на главную страницу, а какие – скрыть в меню, как лучше скомпоновать страницы. В общем, поможет вам сделать сайт привлекательным и удобным. В этом вопросе лучше довериться профессионалу – он опирается на статистические данные и большой опыт работы. 4. Профессии. В создании сайта принимает участие множество людей, результат работы которых не всегда виден невооруженным глазом, но, тем не менее, непосредственно влияет на качество сайта в целом. Над разными проектами могут работать люди разных профессий, степень их участия тоже может меняться, но в целом, их костяк постоянный. Остановимся на них подробнее. Менеджер проекта – главная фигура в создании сайта. Тот человек, который непосредственно работает с заказчиком и управляет процессом создания сайта. От его компетенции зависит, насколько точно он сможет понять ваши желания и адаптировать их для исполнителей, а по возможности – и направить в нужное русло, внести коррективы на первом же этапе разработки. Верстальщик компонует блоки на странице, формирует общий шаблон сайта. Его работа кажется простой, но только на первый в