Сайт для сети Интернет, как и любой другой…
Сайт для сети Интернет, как и любой другой рекламно-информационный продукт, обладает рядом свойств и качеств, в той или иной мере важных как для заказчика сайта так и конечного потребителя информации – посетителя веб-сайта. Важнейшие – это дизайн, эргономика или в данном случае юзабилити (удобство пользования) и третий параметр – это техническая реализация. В этой статье мы остановимся именно на технической реализации. Все помнят зарождение Интернета – скудный язык гипертекста – HTML. Вскоре стали появляться языки сценариев Perl, PHP и Windows-сценарии через ASP (VB и Java). Сценарии зачастую решали громоздкие для ручной реализации задачи – например вывести изображения фотогалереи. Представляете себе как вручную сверстать несколько страниц с 50 фотографиями на каждой. Язык PHP выполнял эту функцию быстрее человека подставляя динамический контент в нужное место шаблона страницы сайта. Но сценарии были написаны на PHP или другом языке и по сути подразумевали, что с кодом будет работать человек, знающий как минимум язык, на котором написан сценарий и HTML для вставки в дизайн-шаблон сайта. Учитывая, что разработчиков, по крайней мере в России, было не так много, иметь собственный сайт – было делом весьма накладным.
Разумеется можно было сделать себе домашнюю страничку в Wordе и сохранить файл как HTML и выложить в сеть, но ведь это же не полноценный сайт. Ситуация в корне изменилась с появлением первых систем управления сайтом. Система управления сайтом – это удобная визуальная оболочка, тесно взаимосвязанная с основными параметрами сайта, его контентом и дизайном. Благодаря системе администрирования сайта любой человек, не являющийся веб-разработчиком может легко изменять и обновлять контент сайта. В настоящее время подавляющее большинство систем управления сайтом является модульными. Каждый модуль представляет собой набор сценариев, реализующих те или иные функции – например модуль “форма контактов” позволяет отправлять письма владельцу сайта, при этом электронный адрес владельца не афишируется. Модули можно подключать и отключать, в зависимости от задач, поставленных перед сайтом. Приведем далее классификацию систем управления сайтами (CMS): Лицензии и оплата: а) свободно распространяемые (бесплатные) б) с полной лицензией (разово приобретаемые) в) с временной лицензией (месячная, годичная лицензия на использование) Структура: а) целостные (немодернизируемое ядро, невозможно отключать и подключать модули) б) модульные расширяемые в) модульные нерасширяемые Цели: а) конструкторы (возможно создавать проекты любой направленности) б) портальные (много различных модулей, но добавить новые не возможно) в) узкоспециализированные (блоги, соц. сети, конкурсные, игровые) Среди веб-дизайнеров систему управления сайтом принято называть кратко – движок. Надо отметить, что долгий период на рынке главенствовали портальные движки (CMS). Это связано в первую очередь с тем, что при довольно высокой цене на серьезный платный продукт предлагалось много готовых модулей, и покупатель рассчитывал, что сможет использовать этот движок в различных веб-проектах. Использование движков-конструкторов предполагает некое понимание принципов работы сайта и соответственно конечный покупатель движка конструктора – это веб-студия. Многие веб-студии предпочитают разрабатывать собственные CMS, т. к. при таком подходе нет подводных камней вроде ограниченной лицензии на число создаваемых сайтов или же банальных глюков движка. Если сайт разрабатывается в специализированной компании, то конечный продукт для заказчика сайта выглядит так, будто это портальный движок с неким перечнем модулей и функций. На самом же деле он куда более функционален, если доступ к нему получит веб-программист. В настоящее время ввод информации в базу данных сайта реализован через JS-редакторы вроде TinyMCE или FCKEditor. Это позволяет доверять управление сайтом обычной офисной секретарше, т. к. интерфейс этих редакторов в точности повторяет интерфейс текстового редактора Microsoft Word. Тоесть, какой бы вы движок в конечном итоге не выбрали для своего сайта, для Вас как для пользователя все будет выглядеть довольно одинаково за исключением расположения пунктов меню системы администрирования. Но хочется сделать некоторые предостережения. Это касается нескольких CMS. Например CMS Bitrix имеет 2 изъяна, которые перекрывают все положительное. Главный – это стоимость. Конечно Bitrix имеет некоторый замах на универсальность но все же это просто очень хороший портальник с большим количеством модулей. Но учтите, что еще никто и никогда не запускал все модули одновременно – ну просто нет таких проектов в природе. Итак, покупая Bitrix вы лишь подчеркиваете свою амбициозность и демонстрируете толщину кошелька. Второй его минус – в силу сложной структуры движок еле шевелится на дешевом виртуальном хостинге. Покупая Битрикс, будьте готовы купить выделенный сервер или провести в офис широкий канал Интернет, чтобы запустить сервер у себя в компании. О Joomla (Джумла). Джумла это бесплатный GNU-лицензируемый движок. Огромная популярность Джумлы обусловлена огромным количеством дополнительных модулей которые пишутся энтузиастами. Большинство из них выложены в сети бесплатно, за другие просят 10-25 долларов, что конечно не сопоставимо с ценой Битрикса (1400 долларов). Но Джумла из-за такого большого количества неоттестированных сторонних модулей страдает в плане безопасности. Если Вам дорога конфиденциальность – не создавайте сайт на Джумле. Еще одна, но уже национальная особенность – Джумлу используют те, кто вообще не смыслит в создании сайтов. Джумла в этом плане хороша – в сети очень много сайтов посвящено дизайн-темам для Joomla, Wordpress и других непрофессиональных движков. Поэтому в последнее время появилос