1. Я всегда пытаюсь выяснить максимум о том, что конкретно от меня будет требоваться, перед тем, как взяться за работу. Без четко составленного ТЗ или хотя бы списка того, что нужно сделать, я не начинаю работать. В идеале, даже есть составленный список или ТЗ, нужно обсудить все пункты списка с заказчиком по Skype. Skype сегодня уже не редкость, и практически у каждого есть как минимум микрофон, потому старайтесь общаться с заказчиком, перед тем как взять его проект. Заодно и разберетесь, кидала он или нет . Мне кидалы, слава Богу, еще не попадались, был только один школег-шутник, который после многочасовой работы пошутил словами: “Ну, спасибо тогда, пока!” – очень неприятный был, я вам скажу, юмор. 2. Я всегда уточняю, есть ли у заказчика на счету деньги прямо сейчас, потому что редко, но бывает все-таки, что сделал и сдал работу, а заказчик тебе заявляет: “Ну, хорошо, я завтра с утреца ВМ через терминал пополню и кину тебе на кошель! Спасибо! Удачи! До завтра!” Вот от таких вот заказчиков мне блевать хочется. 3. Я никогда не пропадаю со связи. Если я не сделал чего-то в срок, я об этом докладываю. Если проштрафился, я не не отвечаю на сообщения, а говорю, как есть, и обещаю все исправить. Если пускай даже через месяц всплыли какие-либо баги, я отвечаю на сообщения и все исправляю. Ко мне с вопросами до сих пор иногда обращаются заказчики, проекты которых были окончены более 6 месяцев назад. Хотя, честно скажу, этот пункт раздражает больше всего. Как же напрягает, когда вот уже 2 месяца минули с момента сдачи заказчику готового проекта, а он “только-только начал разбираться”, и, оказывается, еще и “кое-что другое имел в виду, и кое-что там МЫ не так сделали”, и приходится снова разбирать горы кода, который уже давным-давно забыт… Есть и немалая категория людей, которые от тебя не отстанут вообще никогда, если им однажды резко не сказать, что неоплачиваемые консультации в счет личного времени не входят в твои планы на ближайшее будущее. Если этого не сделать, эти людишки будут задавать тебе мелкие вопросы пожизненно, вопросы эти будут действительно мелкими, но задаваться будут часто. Ответы на эти вопросы часто можно найти в Гугле, но ИМ ИХ ВРЕМЯ ДОРОЖЕ (или же просто впадло), а потому лучше получить бесплатную квалифицированную консультацию у специалиста. Как только определите такого человека, сразу же шлите его на все три буквы, если умеете делать это деликатно, делайте деликатно, не умеете – делайте как умеете. Никакой прибыли они зачастую не приносят, но времени отнимают просто уйму, если учесть то, что часто ламают ваши планы и рабочий лад. Это в работе фрилансера, пожалуй, можно отнести к наиболее неприятным моментам. 4. БОЛЬШЕ не уделяю слишком много времени на консультации: этот пункт последовательно вытекает из предыдущего. Консультации – вещь прекрасная, все заказчики любят получать их бесплатно, все фрилансеры советуют давать их, поскольку это повышает вашу ценность в глазах заказчика. Но! Консультации консультациям рознь, и когда дело касается исполняемого проекта, то нужно лишь поверхностно предлагать варианты, вносить предложения, проявляю небольшую инициативу (большая инициатива тех денег, что вам заплатят, не стоит, убеждался не раз). Когда попадается слишком инициативный заказчик, желающий разузнать у вас процесс создания сайта, начиная от рисования дизайна и работы с WordPress и заканчивая тем, как сделать его мегапопулярным и срубить кучу бабла, такие разговоры нужно пресекать в корне, потому что ваши знания, полученные часами усердной сосредоточенной работы, стоят денег, и лучше начать понимать это сейчас, чем дотянуть до пенсии, работая всю жизнь на копейки. К рефам этот пункт частично тоже относится: на моей практике все те, кто молча просил инвайт в какую-либо партнерку, показывая сайт, на котором он в этой партнерке будет зарабатывать, до сих пор приносят море бабла по сравнению с теми, с кем я убил пару-тройку часов по аське. Делайте выводы. 5. Если заказчик приглашает меня приехать к нему в офис, съездить в другой конец города, чтобы пообщаться с человеком, который нарисовал ему дизайн, то я предлагаю нейтральную территорию для встреч, удобную и ему и мне, и пускай организовывает мне встречу с его дизайнером в удобном для меня месте. Нужно понимать, что заказчик заинтересован в вас больше, чем вы в нем (если только вы не новичок, а заказчик – мегакрупная рыба). P. S. Все вышеизложенное – чистое имхо человека, основной род деятельности которого – заработок в Интернете и SEO, и фриланс для которого служит л
Понравилась статья? Получай обновления и будь всегда в курсе событий!