Я был полон святой уверенности, что на кроссоверах без особой нужды съезжать с асфальта не стоит. Однако после недавней встречи со «Шкодой-Йети» я перестал мыслить столь категорично. Забайкальские края и дороги настолько суровы, что всем остальным средствам передвижения местные жители предпочитают джипы. А гаишники и вовсе несут службу на полноприводных КамАЗах, внешне мало чем отличающихся от боевой машины неоднократного победителя «Дакара» Владимира Чагина. И все же, заселяясь в «Шкоду», на которой мне предстояло совершить «экскурсию» по раскинувшемуся на берегу крупнейшего пресноводного озера планеты природному парку, я, мягко говоря, удивился. Обнаруженные в багажнике саперная лопатка и 8-тонный динамический трос, коим из болота можно вытянуть и грузовик, недвусмысленно намекали, что предстоящая прогулка не будет легкой.
Окончательно же меня повергли в первобытный ужас закрепленные на крыше сэнд-траки. На мой взгляд, экипировать всем этим добром полноприводный «Фольксваген-Гольф» с увеличенным до 18 см клиренсом (чем, собственно говоря, с некоторыми допущениями и является «Йети») — это то же самое, что к трактору ДТ-75 приделать пушку и ожидать от него замечательных боевых качеств. Однако на первом же спецучастке с расслабляюще-курортным названием «Пляж» стало понятно, что беззаботно прокатиться в прогулочном темпе не получится. Напомню, полноприводный чешский кроссовер оснащается только 152-сильным мотором с турбиной и «механикой», что делает его отменным оружием на трассе, но категорически неудобным для поездок по глубокому песку. Чтобы тронуться, нужно изрядно раскрутить двигатель и на ходу не опускать обороты ниже 2000 — в противном случае ему не хватает крутящего момента, и зимние шины тонут в песчаной крупе. Вьщохшись после очередных раскопок, я взял за правило не подниматься выше второй передачи: уж лучше пусть двигатель крутится до визга, нежели свалится в турбояму при очередном переключении. А многочисленные кочки и лужи я и вовсе решил форсировать полным ходом: как говорится, больше скорость — меньше ям. Ачто?
Между прочим, это не я назвал «Йети» груздем! Мотор ревел в надрыве, беспрестанно грохотала доведенная до отчаяния подвеска (17-дюймовые диски с низкопрофильными шинами — неважная обувь для оффроуда), мой рюкзак метался по багажнику, как припадочный, грязная вода заливала стекла… Но «Шкода» с честью выдержала это жуткое издевательство и не издохла на втором спецучастке, где нужно было взгромоздиться на перевал сопки по вырубленной в тайге просеке, а после спуститься вниз. И это была не дорога в привычном понимании этого слова, а выставка кочек всех мастей. До сих пор не могу понять, как же я не обнял какой-нибудь кедр, скатываясь прыжками с ухаба на ухаб с той самой сопки! Спасибо системе помощи на спусках — выручила. Вполне резонно, что по возвращении на базу «Шкода» представляла из себя страшно чумазое существо, причем песка и грязи в ее салоне было ничуть не меньше, чем снаружи.
Но уже следующим утром принявший душ «Йети» встретил меня сияющим на солнышке серебристым металликом, приглашая в абсолютно чистый салон. Оказалось, ткань и пластик обивки настолько практичны, что могут быть умыты и в полевых условиях. А теперь представьте, что до нас на этом же автомобиле при тех же самых убийственных обстоятельствах ездило еще три группы охочих до грязи географов-любителей. Впечатляет? Я, конечно, не призываю настоящих и будущих владельцев «Йети» участвовать в подобных экстремальных экспедициях.
Хочу лишь подчеркнуть: «Шкода» сделала очень крепкий и надежный автомобиль, что в наше время, когда многие фирмы призывают своих поставщиков сокращать издержки, весьма и весьма непросто. Вместе с тем «Йети» по-прежнему остается самым доступным средством передвижения среди себе подобных. Полноприводные «Кашкай» и ix35 с моторами сопоставимой мощности «на руке» дороже на 54 ООО и 194 ООО рублей соответственно, а у «Мицубиси-ASX» похожей модификации не предусмотрено вообще: его 2-литровый мотор сочетается исключительно с вариатором. © Дмитрий Лебедь