«У нас уже есть сайт, но он нам не нравится», «В сайт вложили много, а он денег не приносит», «Хороший сайт, конечно, нужен, но мы в этом ничего не понимаем»… Подобные суждения мне как копирайтеру приходится слышать от заказчиков то и дело. И несмотря на то, что созданию сайтов посвящено множество книг, ресурсов и статей, нам – исполнителям – все равно приходится сталкиваться с изначально ошибочными установками заказчиков. В результате, после долгой нервотрепки, в которую при этих установках превращается работа, либо результат оказывается неудовлетворительным, либо сотрудничество просто прекращается. О том, как этого избежать, я и расскажу со своей точки зрения. ОШИБКА ПЕРВАЯ.
«Ну-ка я сэкономлю!» Само по себе желание сэкономить вполне резонно, тем более что Интернет-ресурсы пестрят объявлениями о том, что сайт можно сделать самим или купить за три рубля. И если вы и ваши сотрудники чувствуете в себе силы справиться самостоятельно, то вам никто не запретит. Однако что это может за собой повлечь? – Создается сайт, выполненный по чужому шаблону или по-простецки, в программе типа Frontpage. Наполняется банальным, или копированным, или просто безграмотным контентом. Никого он потом не интересует, никто им не занимается, и он не приносит ни удовлетворения, ни денег. – Через какое-то время у потенциального заказчика возникает желание пригласить профессионала, чтобы он по крайней мере наполнил сайт хорошим и грамотным контентом. И вот тут, если заказчик одержим идеей экономии, он выбирает один или несколько путей: 1. Мониторит интернет в поисках фрилансеров. Находит ресурс, где предлагается «качественный контент почти даром». Связывается либо с биржей фриланса, либо с отдельным лицом (лицами), готовым(и) оказать такую услугу. 2. Задание он формулирует примерно так: нужен текст на главную страницу, и еще в два раздела. Остальное как-нибудь потом, а то у нас сейчас трудности (финансовые, организационные – как говорится, подставьте свою трудность). Сам же полагает, что трех страниц сайта ему вполне хватит для счастья. А остальной контент он где-нибудь накопирует. 3. Либо формулирует задание так: у нас большие планы, и мы хотим посмотреть, как вы работаете. А потом уж, по выполнении тестового задания (бесплатно, в рамках конкурса, за 3 рубля), подумаем о сотрудничестве. При том что никакого сотрудничества у него в планах не было. 4. Совсем уж жесткий путь: заведомая нечестность, когда заказчик, под видом того, что выбирает исполнителя или «подрядчика» на свой «проект», дает объявление на бирже и просто пользуется наивностью либо бескорыстием фрилансеров, которые только начинают создавать свое портфолио и цепляются за любой заказ. Денег при этом он и не собирается платить, либо собирается сэкономить в разы за счет собственной хитрости. Я не буду здесь рассуждать о нормах гражданской ответственности сторон за то, как они ведут дела. Все опасаются «кидалова», но каждый считает себя хитрей другого. В данном случае важно то, что при таком подходе вы не приблизитесь к цели серьезного и цивилизованного предпринимателя. А она в том, чтобы получить качественный результат. Достижим ли он при таком подходе? Нет. А следовательно, нужно помнить поговорку, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. ОШИБКА ВТОРАЯ. «Нужно хорошо и красиво, а как именно – я не знаю». Безусловно, вы как заказчик не обязаны знать все тонкости создания сайтов. К тому же у каждого свой вкус и «представление о прекрасном». Кстати, распространенная ошибка заказчиков – во мнении, что на сайте должно быть «богато». Это значит: заставка с flash-анимацией, музычка, огромная «шапка», тоже вся анимированная, в цветах и купидонах, и т. д. Веб-дизайнер получает гонорар, и если все это умеет делать, то не будет с вами особенно спорить. Хотите – пожалуйста. Но надо понимать, что все эти атрибуты абсолютно неоправданны с точки зрения оптимизации сайта. Я знаю об этом потому, что порой выполняю полный цикл работ по созданию сайта на основе CMS (система управления, или «движок»). Но здесь хочу сказать про другое. Корни проблемы кроются в отсутствии четкого представления заказчика о том, для чего делается сайт, каким целям он будет служить, как будет развиваться и этих целей достигать. Из этого следует типичная последовательность действий: пригласить исполнителя, нагрузить его своим «потоком сознания», дав при этом минимум информации. Договор сформулировать в самой общей форме: мол, заказываем работы по сайту, а остальное на словах. Когда исполнитель начинает присылать свой вариант структуры и первые тексты, не анализировать все это, а вяло одобрять. Тянуть, не отвечать на письма и запросы информации. А постфактум выражать недовольство, причем в неконкретной форме. Каждый, кому говорили: «Надо переделать, а как – не знаю», понимает, что при этом испытывает. В результате у копирайтера сначала пропадает пыл (поверьте, ему есть чем заняться с гораздо большей пользой). Затем начинается нервотрепка, затем конфликт – дальнейшее туманно. Мы все любим, когда дело сделано хорошо и красиво. Но мы обязаны в самом начале сотрудничества договориться как о том, что под этим понимаем, так и о том, как будем этого достигать. Существует бриф заказа, существует техническое задание, нак