Подходит смена цикла развития интернет-технологии, которая происходит каждые 2-3 года. Сейчас походит к концу период web 2.0 и начинается новый цикл web 3.0 – эпоха персонального Интернета. Новый цикл, 2009 – 2011 г., принесет радикальные изменения сети. Философия web 2.0 была построена на отлаживании социальных связей пользователей (социальные сети, блоги и проч.), то web 3.0 подразумевает тотальную персонификацию сети, т. е. весь контент, оставленный пользователем в интернете будет аккумулироваться вокруг него. Это значит, что интернет-сервисы накапливают данные о каждом пользователе и подстраиваются к его предпочтениям.
К примеру, на запрос пользователя о покупке какого либо товара поисковая система выдаст ответ в виде адреса ближайших торговых центров. В настоящее время, в эпоху web 2.0, во главе которой стоит пользовательский контент, в сети находится огромное количество персональной информации, особенно на интернет-блогах, в социальных сетях и на серверах типа Flickr или YouTube. Весь контет разрознен – вся информация находится под разными учетными записями, каждый сайт определяет пользователя как уникального посетителя. Аккумулировать всю информацию о пользователе можно с помощью социального графа. Если социальная сеть представляет собой ресурс, состоящий из реальных участников, связанных между собой отношениями, то социальный граф (social graph) – это формальное описание структуры социальной сети, связей между ее участниками. Так, например, новая разработка Google – Social Graph API – автоматически отслеживает контакты пользователя в интернете по ссылкам.
В будущем также появятся единые учетные записи пользователей, действующие на все порталы по принципу OpenID (универсальный идентификатор личности). Свой OpenID пользователь регистрирует один раз на специальном сайте-провайдере, внося все свои данные. После чего пользователь автоматически регистрируется на всех сайтах с одним логином и паролем. В планах IT-специалистов также внедрить технологии семантического веба, т. е распознавания данных по смыслу. Так, в частности, поиск в интернете благодаря технологиям семантического веба будет осуществляться не только за счет совпадения со словами запроса, но также будет зависеть от смысла этого запроса.
К примеру, в строку поиска вместо “запись, музыка, видио” можно будет вводить “Где можно скачать последние записи группы…?”, и компьютер выдаст ответ, не просто основываясь на популярности тех или иных сайтов, а “подумает” . Имеются первые опыты работы в этом направлении. Летом 2008 года компьютерный гигант Microsoft приобрел американскую поисковую систему http://www. powerset. com/ Powerset. Специалисты Powerset разработали технологию семантического и языкового поиска, которая будет интегрирована с поисковым механизмом Miscrosoft Live Search. В России семантический поиск обещает запустить поисковик, разработанный при поддержке МГУ им. Ломоносова Nigma.
ru.