Навигацию веб-сайта можно считать качественно выполненной в том случае, если она в определенной степени является отражением структуры веб-сайта и способствует легкому доступу ко всем разделам сайта. Еще навигация должна быть простой и понятной посетителю сайта и в то же время доступной поисковым системам. На самом деле, это все довольно сложно, однако четко выстроенная навигационная структура может в значительной степени увеличить позиции сайта. Еще раз отметим, что разрабатывать навигацию веб-сайта нужно, учитывая правила оптимизации для поисковых машин. В первую очередь это они, поисковики, приводят посетителей на сайт. Примите к сведению, что поисковые роботы не могут видеть всплывающих и выпадающих списков, которые так украшают навигационную систему сайта. Для индексации страницы поисковиком, навигацию нужно сделать текстовой и поместить ее в начало страницы. Какая же бывает навигация? Обычно так бывает, что в разработку сайта включается несколько видов навигации.
Только их грамотное сочетание может гарантировать положительный результат. Эти виды: основная навигация, вспомогательная, служебная и дополнительные информационные блоки. Перечислим основные виды навигации, которые призваны обеспечить комфорт и простоту путешествий по ключевым страницам Интернет-сайта. Конечно же, базис навигации составляет основная навигация или панель навигации (меню сайта).
Панель навигации можно назвать самым применяемым элементом в веб-дизайне. Главная задача панели навигации – это обеспечение посетителям веб-сайта простого и понятного доступа к основным разделам веб-сайта. Это объясняет, почему львиная доля успеха хорошей панели навигации зависит от грамотной структуры сайта. Необходимо как можно четче продумать структуру размещения информации. Ведь только тогда становится больше вероятность создания действительно удачной панели навигации.
Один из нюансов создания списка разделов – использование дополнительных контекстных меню в разделах основной панели. Обычно эти заголовки создают, используя ключевые слова. А эти слова и приводят пользователей на ресурс. Кроме основной навигации, часто используют вспомогательную навигацию по веб-сайту.
Задача вспомогательной навигации – помощь в переходе к основным или ближайшим разделам сайта. Также с помощью элементов такой навигации можно перемещаться внутри страницы с помощью, например, стрелочек «вперед», «назад», «вверх страницы». Суть еще одной разновидности навигации состоит в использовании дополнительных информационных блоков для комфортного доступа полезной информации. Все более популярной становится так называемая акцидентная навигация по сайту.
Ее цель – создание своеобразных «акцентов», которые привлекают внимание посетителя к важной по мнению владельца сайта информации. Обычно такими акцентами являются графические или текстовые объекты на странице, которые информируют об акциях, новостях, конкурсах. Межтекстовую навигацию применяют очень редко, хотя смысл ее очень прост: ссылки на страницы располагаются в текстах самих страниц. Контекстная навигация позволяет выводить на страницу те ссылки на другие материалы веб-сайта, тематически связанные или похожие. Такая навигация часто используется на новостных сайтах или в электронных магазинах. Понятно, что контекстные ссылки дают возможность поисковым роботам видеть больше информации о ресурсе.
К внутренней навигации относят: Иерархическую навигацию. Содержание сайта разбивают на ряд базовых частей (считают, что нельзя делать их больше семи). Эти части разбивают на подразделы. Такая навигация делает более простым и определенным представление структуры веб-сайта. Поисковую навигацию. При данном типе навигации создают поисковую форму, с помощью которой оперативно находят запрашиваемую информацию в текущем разделе ресурса. Фасетную навигацию. Она представляет собой сочетание других классификаций по разным атрибутам объекта. Такой тип навигации позволяет сочетать иерархический просмотр и атрибутивный поиск. Фасетная навигация является наиболее гибким инструментом навигации. Почему? Потому, что независимо от исходного запроса пользователя, в итоге он получает нужный результат. Служебную навигацию можно увидеть на каждом веб-ресурсе. Она должна обеспечивать простой доступ к служебным разделам («карта сайта», «отправить письмо»). Итак, вот ряд основных моментов, которые помогут создать качественную навигацию: Первое – это удобная панель навигации. Что это? А это список ссылок, который расположен на всех страницах сайта. Второе – использование такого инструмента, как карта сайта. Карта сайта – это дерево логической структуры сайта, оно включает список всех разделов и страниц сайта. Третье – обеспечьте доступность информации. Исследователи говорят, что если посетитель не может найти искомое в два – три перехода, то он покидает сайт. Четвертое – повторяйте основные ссылки, например, внизу каждой страницы. Это очень облегчает перемещение по сайту, позволяет быстро вернуться к основным разделам. Пятое – используйте заголовки разделов и страниц. У каждого раздела или страницы должен быть свой собственный заголовок. Это позволит пользователю всегда знать, где он находится и легко понять, куда ему двигаться дальше. Качественно сделанная навигация обязательно должна отражать логику пользователя веб-сайта и обеспечивать его потребности. Все материалы сайта должны быть четко структурированы. Это нужно, чтобы любой человек мог легко ориентироваться в потоке информацию и легко находил нужный ему подраздел и переходило в него. Думаю, мы убедили вас, что даже очень привлекательный и интересный сайт не будет полезным и посещаемым, при отсутствии грамотной навигации. Навигация по сайту – это схема. Схема, показывающая, как переходить от одного раздела веб-сайта к другому. Это самый привычный и в то же время сложный элемент разработки будущего веб-ресурса. Навигация должна быть несложной, комфортабельной и понятной. К сожалению, именно эти требования и вызывают обычно проблемы у большого количества веб-разработчиков.