Еще 15 лет назад мы не слышали об Интернете
Еще 15 лет назад мы не слышали об Интернете. Даже сегодня для многих Интернет остается черным ящиком. По данным Фонда «Общественное мнение» на лето 2009 г., число пользователей Интернет в России составляет 40 млн. человек, или 35% взрослого населения страны. Эта цифра соответствует так называемой «шестимесячной аудитории», то есть в нее включены даже те пользователи, которые входят в сеть лишь раз в полгода. Следовательно, 65% взрослого населения страны в наше время благополучно обходятся без сети. Интересно, что среди детей данная статистика выглядит обратным образом – около 75% детей до 14 лет в России пользуются сетью. Сопоставим эти две цифры – 65% (то есть основная масса) взрослого населения России не пользуются сетью Интернет, и 75% (то есть основная масса детей) сетью пользуются. Получается, что поколение нынешних детей и нынешних взрослых живут в двух разных мирах.
Возможно, пока еще это не так и заметно. Когда я спросил у своей племянницы-подростка, какие сайты в Интернете она посещает, ее ответ был, что она все время проводит «в контакте». То есть, регулярно входя в Интернет, она ограничивает себя пока лишь мизерной долей его ресурсов. В этом плане она пока мало отличается от ее взрослых родителей, которые вообще не пользуются сетью.
Однако нет сомнений, что те, кто сейчас входят в категорию “дети до 14 лет”, в большинстве своем к моменту их взрослости будут опытными пользователями. Когда я впервые услышал об Интернете в 1996 году (будучи студентом), я поначалу пользовался только электронной почтой. Затем я стал выборочно заходить на интересовавшие меня сайты. Примерно с 1999 г. я начал знакомиться в сети. Лишь с 2001 г. я начал пользоваться поисковиками для работы. До 2004 г. я даже не слышал о дешевых междугородных или международных звонках через Skype.
Только в 2008 г. (!) я открыл для себя возможность играть в шахматы в реальном времени с незнакомыми партнерами из разных стран. Примерно тогда же я зарегистрировался в “одноклассниках”. Мы входим во вкус постепенно, и одновременно сеть развивается, предоставляя нам все более удобные возможности, все новые ресурсы. Например, еще два года назад большинство даже опытных пользователей практически не просматривали онлайн-видео – из-за технических ограничений данный формат не был распространен. В настоящее время, благодаря сетям четвертого поколения, в ряде городов страны существует возможность наслаждаться онлайн-видео в своем ноутбуке даже при езде в автомобиле со скоростью 80 км/ч. А при любом хорошем кабельном соединении мы тем более не испытываем проблем с его просмотром. Общая тенденция такова, что видео-контент в недалеком будущем, по всей вероятности, станет основным форматом в сети (если мерить количеством времени, которое пользователь ему уделяет). В результате освоения пользователями сети новых форматов, знакомства со все большим числом различных сайтов, роста осведомленности о возможностях сети, включая, например, поиск работы, друзей, или спутника жизни (в том числе за пределами своего города и даже страны), экономию благодаря покупкам в сети и даже создание собственного, приносящего стабильный доход Интернет-бизнеса, растет разрыв между пользователями и непользователями сети как в мировоззрении, так и в качестве жизни. Поскольку, как мы видели, современные дети в своем большинстве являются пользователями сети, а взрослые непользователями, то в результате растет разрыв и между поколениями.
Лет через пять сорокалетний взрослый, который не пользуется сетью, и его двадцатилетний сын или дочь будут чувствовать себя людьми с разных планет уже только из-за этого, не говоря о других возможных различиях. Если среди взрослых не произойдет радикального роста Интернет-грамотности, мы, к сожалению, скоро будем иметь два совершенно разных поколения, контакт между которыми будет намного слабее, чем между тургеневскими “отцами и детьми”. Утверждая, что сеть влияет на качество жизни, мы ничуть не преувеличиваем. Качество жизни определяется далеко не только уровнем доходов. Это будет наиболее очевидно, если сравнить жизнь состоятельного человека, например, в XIX веке, с жизнью представителя среднего класса нашего времени.
Конечно, первый имел возможность пользоваться всеми доступными в тот момент благами цивилизации и, как говорится, ни в чем себе не отказывать. Однако так ли много было в его распоряжении этих доступных благ, если подойти к их оценке с позиции сегодняшнего дня? Сегодня, войдя в любой крупный супермаркет нашего города, мы можем купить там свежие овощи и фрукты из разных концов света в любое время года. В прошлом такое просто физически было невозможно, независимо от того, сколько денег мы готовы были потратить: не было ни достаточно быстрых средств транспорта, ни эффективных способов сохранения скоропортящихся продуктов при транспортировке. Сегодня в нашем распоряжении огромный арсенал развлечений – десятки каналов телевидения, кино, DVD c записями концертов мировых звезд. Мы можем быть зрителями любых спортивных соревнований мирового уровня, не выходя из собственной квартиры. В прошлом ничего подобного не было.
Основным социально одобряемым повседневным развлечением было лишь чтение. Этот список сравнений можно продолжать, однако основная идея понятна. Качество нашей жизни определяется ступенью развития цивилизации, в которой мы живем, вероятно, в не меньшей степени, чем уровнем нашего материального благосостояния. Может ли современный человек обходиться без Интернета?
Проведем аналогию с таким вопросом – может ли современный человек обходиться без мобильного телефона? Наверно, может. Правда, непонятно, зачем ему бедному так себя мучить. Ведь с мобильным телефоном в наше время куда проще и удобнее. Возможно, кто-то сформулирует вопрос по-другому: стоит ли Интернет того, чтобы потратить необходимые усилия, чтобы научиться им пользоваться? Учитывая роль Интернета в современном мире, ответ на этот вопрос очевиден.
Причем на самом деле серьезных усилий не требуется. Освоить Интернет на пользовательском уровне несложно при ныненшнем обилии учебных материалов, которые обучат всем премудростям сети быстро и ненавязчиво. Например, следующий видеокурс (см. ссылку на наш сайт ниже). Это чуточку сложнее, чем освоить мобильный телефон. Но, несомненно, намного интереснее.