Что делает современный человек, когда хочет…
Что делает современный человек, когда хочет что-то купить? Правильно! «Идет» в интернет! В поисковых системах Яндекс, Рамблер, Гугл и др. можно найти все и, иногда, можно даже купить! Объемы продаж через интернет стремительно растут во всем мире, и Россия не исключение: это удобно, быстро, выгодно. Разберемся, какие технологии и возможности предлагаются потенциальным покупателям сегодня, какие делаются ошибки при создании интернет-магазинов и как их избежать? В мою компанию приходят клиенты, решившие развивать продажи в интернете, и задают вопросы, которые я рискну обобщить. Надеюсь, эта статья избавит читателя от части вопросов о создании интернет-магазина. С чего начать строить интернет-магазин? С проекта. Как правило, подрядчики пишут техническое задание самостоятельно, но прообраз желаемого должны предложить Вы: перечень разделов, структуру каталога товаров. Для детских товаров присуще разнообразие товарных групп и вариантов вкусов, цветов, размеров – каталог товаров должен иметь возможность предусмотрительно расширяться. И ради Бога не выдумывайте велосипед – походите по сайтам (не только в зоне. ru) и соберите самое интересное. Остальное попросите додумать подрядчика: у него должны быть в рабочей группе маркетологи и проектировщики! Ищем подрядчика! Важный шаг – найти команду разработчиков. Не думаю, что стоит нанимать отдельных программистов или знакомых. Ко мне в год приходит, по меньшей мере, три-четыре клиента, пострадавших от частников, от меня к частникам не ушел ни один! Выбирайте профессиональную компанию! Смотрите в первую очередь на портфолио, срок деятельности, наличие сопутствующих услуг, которые могут понадобиться в дальнейшем, гарантии качества, сроки и, конечно, цену. Рынок интернет-разработок в России молод и потому цены значительно разнятся. Но действительно профессиональная компания сможет предложить вам недорогое и функциональное решение, используя наработки, не выдавая их за эксклюзив. Рассмотрите не менее десяти предложений и сразу отсейте очень дешевые и очень дорогие. Начинайте переговоры по уточнению ТЗ и цены. Не удивляйтесь, если за составление ТЗ разработчик попросит денег – это правильно: точный план работ экономит время, нервы и деньги. Моя компания за разработку ТЗ берет 10% бюджета, когда проект дороже двухсот тысяч рублей. Некоторые – прячут стоимость ТЗ внутри других работ. Пилим бюджет! Вы наверно прикидывали бизнес-план вашей затеи. Статьи расходов должны быть как минимум следующими: разработка интернет-магазина, первичное наполнение каталога товаров, приобретение домена. И ежемесячный бюджет владения: техническое обслуживание, актуализация и пополнение информации, обновление и развитие функционала, реклама и продвижение. Вы можете располагать разными деньгами, но настоятельно рекомендую соблюсти баланс – стоимость разработки равна стоимости как минимум пяти месяцев владения. Дизайн! Когда договор на разработку интернет-магазина подписан, включая ТЗ, начинаем рисовать! Отлично, если уже есть брэнд и фирменный стиль магазина: интернет-магазин становится его продолжением. А если названия и стиля нет, то его нужно придумать, а затем приступать к дизайну интернет-магазина. За 8 лет работы я придумал десятки концепций дизайна и знаю, как трудно их согласовывать с заказчиком. Поэтому предусмотрите в договоре с разработчиком не менее двух вариантов дизайна и не менее двух недель графика. Прибавьте еще неделю-две на фирменный стиль. Не спорьте с разработчиком о дизайне – о вкусах не спорят. Детально объясните цель проекта, определите с маркетологом разработчика целевую аудиторию будущего интернет-магазина. Настаивайте на обосновании предложенных дизайнерских решений. Не принимайте ответ «так видит наш дизайнер» – всему должно быть доказательное объяснение. Когда я разрабатываю дизайн, который потом рисует моя команда, я решаю три задачи: удобный интерфейс пользователя (позволяет легко ориентироваться и находить продукт на сайте), решаются все маркетинговые задачи (продвижение специальных предложений и акций, продолжение брэнда и пр.), эстетически приятный дизайн (вкус и технологии не конкурируют, а дополняют). Проверьте, такой ли дизайн нарисовали Вам? Не факт, что вы будете без ума от изгиба линий и выбранных шрифтов – это все субъективно, но если он кажется вам симпатичен и есть обоснование выбранных разработчиком решений – принимайте работу! Программируем! Как правило, компании и